СТАТЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Дмитриева Е.Л., кандидат биологических наук, старший преподаватель

 

Дмитриев С.В., учитель географии

 

 

 

Россия, Курск, Курский государственный университет

 

Россия, Курская область, Жерновецкая средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Экологическое воспитание и формирование экологической компетенции

 

учащихся и студентов

 

 

 

Аннотация

 

В статье представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологической компетенции школьников и студентов.

 

 

 

Во второй половине XX столетия экологические проблемы приобрели статус глобальных. Выход из сложившейся ситуации во многом зависит от того, насколько высоким будет уровень экологического сознания людей. На сегодняшний день Мировое сообщество осознало роль экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. Эта позиция отражена в ряде официальных документов: Закон РФ «Об охране окружающей среды» (1992 г.); Национальный план действий Министерства экологии и природных ресурсов РФ по реализации решений Конференции ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию (1993 г.); Указ Президента РФ (№ 236 от 04.02.94 г.) “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”; Постановление (№ 4/1 – 6 от 30.03.94 г.) Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации” и др. Это означает, что в решении одной из сложнейших задач современности особую значимость имеет работа общеобразовательных учреждений по формированию экологической компетентности подрастающего поколения. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) отмечают приоритетность данного направления в реформировании отечественной средней и высшей школы.

 

Экологическая компетентность – это интегративное качество личности, определяющее ее способность взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками; с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности.

 

Для устранения экологических проблем необходимы грамотные, образованные специалисты. В связи с этим, принципиально важно воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением, которое предполагает понимание неразрывных связей человека и природы, отношением к природе как элементу культуры, духовной ценности, чувством ответственности за любые принимаемые человеком и обществом решения.

 

В процессе воспитания на всех уровнях (семейное воспитание, дошкольное и школьное воспитание, воспитание в ВУЗах, общественная пропаганда и т.п.) сегодня должен присутствовать и целенаправленно развиваться такой компонент, как формирование адекватного общественного и индивидуального экологического сознания [2].

 

Экологическое воспитание школьников призвано способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, стиля жизни, становлению нового типа культуры: не потребительской, а созидательной, главным отличительным признаком которой будет отношение к природе не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

  • сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
  • повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;
  • на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;
  • путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую и природоохранную деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

 

Однако экологическое образование школьников всецело зависит от уровня экологической культуры современных учителей. При этом речь необходимо вести не только и не столько о подготовке узких специалистов, сколько об экологизации высшего педагогического образования в целом. Педагогический университет должен стать образовательным пространством, обеспечивающим экологическое воспитание будущих учителей. Это предполагает целенаправленное создание в учебном процессе условий для формирования у студентов ценностного отношения к окружающей среде, видения себя неповторимой частичкой живого, целостного и разумного мира. Одна из ведущих целей экологического воспитания – повышение уровня экологической культуры и образованности студентов [1].

 

Экологическая компетенция определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие студентам экологических знаний, умений, навыков, направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска. Под экологической компетенцией понимается заранее заданное требование к экологической подготовке студентов.

 

Таким образом, экологическая культура будущего педагога представляет собой органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и практической деятельности. Она формируется в контексте нескольких направлений деятельности педагогического вуза:

 

  • обеспечение общекультурной экологической подготовки студентов за счет введения основных и элективных экологических курсов на всех факультетах и для всех специальностей;
  • экологизация специальных учебных дисциплин;
  • вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, интегрирующую содержание специального и экологического образования, участие обучающихся в различных экологических проектах.

 

Наша роль, как педагогов, видится в том, чтобы показать необходимость эколого-просветительской работы среди подрастающего поколения с целью повышения их экологической грамотности, а также помочь осознать студентам, чем грозит обществу пренебрежение экологическими правилами и найти пути их решения для обеспечения, будущего нашей планеты.

 

 

 

Литература

 

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

 

2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М: Логос, 2001.

 

 

 

 

 

                   Использование информационных технологий в географии

 

 

 

С.В. Дмитриев

 

МОУ Жерновецкая общеобразовательная школа, учитель географии

 

 

 

Аннотация

 

Необходимым условием реформирования школьного географического образования является – повышение квалификации учителя географии в области информационно-коммуникационных технологий. Применение мультемедия-технологий при преподавании географии в средней школе позволяет достигнуть нового качества знаний.

 

 

 

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

 

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа [1, с. 102].

 

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

 

- повышает мотивацию учащихся к учению;

 

- активизирует познавательную деятельность;

 

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

 

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 

Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях географией. В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 11 класс. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

 

  • работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна;
  • необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
  • возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
  • публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками, такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны;
  • создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний [4, с. 4].

 

Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а ведь внимание – множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха. Формирует новый взгляд со стороны учителя на личность ребенка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творче­ских способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс восприятия и усвоения знаний учащимися. Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний [3, с. 223].

 

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

 

Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

 

Создание презентаций — это творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьники с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции [2, с. 171].

 

Компьютеры в моем кабинете географии подключены к высокоскоростному доступу в Интернет. После уроков в свободное время учащиеся школы работают на компьютерах.

 

Интересно проходят уроки с использованием Интернет-ресурсов, когда ученики выходят непосредственно в сеть. В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации. В этом им помогает Интернет.

 

Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов.

 

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий при преподавании географии в средней школе позволяет достигнуть нового качества знаний. Применение мультемедия-технологий, позволяет задействовать все органы чувств человека для достижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала. Мультимедийные, учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного труда. Повышение квалификации учителя географии в области информационно-коммуникационных технологий – необходимое условие реформирования школьного географического образования.

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

1. Заболотнова Е.Ю. Использование информационных ресурсов в преподавании географии/ Е.Ю. Заболотнова, В.А. Гриценко // Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании: ученые записки Института информатизации образования РАО – М.: ИИО РАО, 2004.– Т.13.– С. 101-104.

 

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 271 с.

 

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

 

4. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования/ И.В. Роберт// Информатика и образование, №1-2003.- с.2-9